Понятия со словосочетанием «борт крейсера»

Связанные понятия

Кильва́терная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).
Буксируемая мина — тип минного оружия, имевший применение в последней трети XIX века. Представляла собой несамоходный подводный снаряд, буксируемый боевым кораблем или катером на длинном тросе либо с целью защиты от таранного удара неприятеля, либо с целью нападения на неприятельские корабли.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
СКР-22 «Пассат» — советский рыболовный траулер типа «Смена», затем сторожевой корабль Северного флота.
Артиллерия подводных лодок — совокупность артиллерийских систем вооружения и пулеметных систем вооружения, а также средств материально-технического обеспечения артиллерии и пулеметов на судах подводного флота.
Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль или летательный аппарат, предназначенный для постановки минных заграждений.
Противоми́нная артилле́рия — исторически (самодвижущимися минами раньше назывались торпеды), артиллерия «противоминного» калибра броненосцев, линкоров, линейных крейсеров, крейсеров, предназначенная для отражения атак лёгких кораблей противника, оснащенных торпедным оружием (минных катеров, миноносок, впоследствии торпедных катеров, миноносцев, эсминцев и лидеров). В различное время к противоминной артиллерии относились орудия различного калибра: в 19-м веке орудия мелкого калибра: 47-88-мм, в эпоху...
Бак (нидерл. bak) — передняя часть палубы (от носа до фок-мачты) или палубы носовой надстройки.
Тара́н — разновидность вооружения корабля, предназначенная для боя на самой короткой дистанции и имеющая вид конструктивного элемента форштевня в виде массивного бивня (шпирона), предназначенного для поражения подводной части вражеского корабля для нанесения ему потопления. Также сам тактический приём использования данного оружия в бою.
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Брандер (нем. Brander) — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами (ВВ), используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться и к кораблям, предназначенным для затопления с целью блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во...
«Битва» у острова Мэй — ироничное название, данное серии трагических инцидентов с кораблями Королевского военно-морского флота Великобритании, произошедших во время учебных манёвров EC1 около острова Мэй, в бухте Ферт-оф-Форт, в ночь c 31 января на 1 февраля 1918 года (во время Первой мировой войны).
Ло́цманский ка́тер — судно, осуществляющее проводку судов с внешнего рейда в порт. Также осуществляет доставку лоцманов и других официальных лиц на суда и обратно.
Гюйсшток — металлический или деревянный шток или стойка в носовой части кораблей 1 и 2 ранга для подъема гюйса, а ночью штагового или якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых. Убирается во время стрельбы.
Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck от quarter «четверть» + deck «палуба») — помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты.
Торпедная канонерская лодка (англ. Torpedo gunboats или англ. Torpedo catchers — «ловцы миноносцев») — специальный подкласс канонерских лодок, назначением которых была борьба с миноносцами противника. В ряде флотов торпедные канонерские лодки назывались торпедными крейсерами. В Великобритании было построено четыре серии кораблей этого класса, но ни один из них «не смог в полной мере удовлетворить предъявлявшимся требованиям: водоизмещение торпедных канонерок оказалось слишком большим, а вооружение...
Выстрел (мн.ч. выстрела) — рангоутное дерево или металлическая балка, прикреплённые к борту судна (корабля) шарнирным соединением.
Противоторпе́дный буль, бортово́й буль или противоми́нная наде́лка) (англ. anti-torpedo bulge, иногда anti-torpedo blister «противоторпедный блистер») — форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров) в период Первой и Второй мировых войн.
Гакаборт (от голландского hakkebord; букв. haak — крюк и bord — борт) — закругленная часть кормовой оконечности судна, в эпоху парусного флота под этим термином подразумевали самую верхнюю часть кормы от раковины над верхними окнами до планширя. В России данный морской термин стал широко употребляться со времен правления Петра I Алексеевича Великого, который некоторое время работал на одной из судостроительных верфей в Голландии.
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море как сторожевое, патрульное, досмотровое или конвойное судно (в ВМФ Великобритании), либо как рейдер в (ВМФ Германии и ВМФ Японии).
«Полином» (МГ-355) — советская корабельная подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин.
Гибель финского броненосца «Ильмаринен» — эпизод Великой Отечественной войны на Балтийском море, когда 13 сентября 1941 года флот Финляндии, союзной нацистской Германии, потерял один из двух своих броненосцев береговой обороны «Ильмаринен».
Фок-мачта — первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами. Если на судне только две мачты, при этом передняя расположена почти в середине судна, то её называют грот-мачтой.
В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек...
Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.
Минный пароход — вооружённый (в качестве основного оружия) шестовыми минами крупный боевой корабль, отличающийся от минных катеров, миноносок и мореходных миноносцев своего времени (1860-е — 1870-е гг.) существенно бо́льшими водоизмещением (несколько сотен или даже тысяч тонн) и мореходностью. Минные пароходы получили (в указанные годы) ограниченное распространение в военных флотах некоторых европейских государств. Были быстро сняты с вооружения ввиду неэффективности (крупному кораблю было практически...
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة‎) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. Иногда по отношению к такой формации использовалось название анфилада.
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).
Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, основным вооружением которого являются мины или торпеды.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Бакштаги (нидерл. bakstag) — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т.п.
Ныряющий снаряд — артиллерийский снаряд специальной формы для уничтожения подводных лодок артиллерией надводных кораблей.
Батаре́йная па́луба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.
Сторожевой катер (СКА/СТК) — класс быстроходного, маломерного боевого корабля (боевого катера), предназначенного для выполнения таких задач, как: охрана государственной границы, несение сторожевой и дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне и на подходах к военно-морским базам, артиллерийская борьба с торпедными, сторожевыми и артиллерийскими катерами противника.
Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
Штормтрап (штормовой трап) — разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль (судно).
Шестовая мина — тип морского минного оружия, имевший применение в конце XIX века. Представлял собой заряд взрывчатого вещества, расположенного на конце длинного шеста.
Башенный фрегат — крупный броненосный корабль с башенной артиллерией для ведения боевых действий в прибрежной зоне. В середине XIX века являлся промежуточным типом при переходе к паровым военным флотам от парусных и к нарезной артиллерии от гладкоствольной.
Метательная мина — боеприпас, в последней четверти XIX века считавшийся альтернативой первым торпедам (главным образом в силу много меньшей стоимости метательной мины - а также её бо́льших надежности и простоты производства и эксплуатации). 10-дюймовый (254-миллиметровый) морской миномёт (точнее - метательный минный аппарат) метал мину, снаряженную приблизительно 25 килограммами динамита или пироксилина на дальность около 40 метров (при этом мина двигалась по инерции в воде).
Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw — «буксирный канат») — трос окружностью от 152 до 330 мм (6—13 дюймов, диаметр от 47 до 111 мм) для швартовов и буксиров (кабельтовый трос), а также внесистемная единица измерения расстояния, использующаяся в мореплавании. Как единица измерения кабельтов стал использоваться по причине того, что трос на судне брался определённой, одинаковой длины.
Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
1-я Тихоокеанская эскадра – соединение кораблей Русского Императорского флота, дислоцированное в Японском и Жёлтом морях.
Фертоинг — способ постановки корабля на два якоря, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями.
Подводный монитор (другое название подводный дредноут) — тип подводных лодок, характеризующийся наличием артиллерии большого (линкорного) калибра.
Вельбот (от англ. whaleboat, буквально «китовая лодка») — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы. Гребцы располагаются по одному на банке, весла на правый и левый борт через одно. Благодаря одинаковому строению обеих оконечностей, вельбот не зарыскивает на попутной волне, хорошо проходит полосу прибоя. Кроме того, на нём одинаково легко грести и табанить. Первоначально использовался в китобойном промысле, за что и получил своё название. Позднее...
Штормовой нос (англ. hurricane bow) — закрытый нос авианосца, доходящий по высоте до уровня полётной палубы. Первым авианосцем такой конструкции стал английский авианосец «Гермес», вошедший в строй в 1924 года. Подобной конструктивной особенностью обладали также американские авианосцы типа «Лексингтон», первый из которых вошёл в состав ВМС США в 1927 году. До этого (а на большинстве авианосцев вплоть до начала 1950-х годов) полётная палуба представляла собой настил, поднятый над ангарной палубой...
Шлюп (боевой корабль моторный, класс) (англ. sloop) — появился в Англии во время Первой мировой войны. К шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я